ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU

Зап. Кавказ хр. Алек 13 февраля - 1 марта 2004 год
Впечатления участников:
Лазарев Николай

Поход семерых башкирских спелеологов.

Чем отличается этот поход от других, да прежде всего тем что мы выехали за пределы нашего родного края и не куда-нибудь в челябинскую область, а на Кавказ. Ну и самое главное отличие это, то, что мы поехали без старших, самому взрослому участнику 24 года, и в принципе у нас все прошло по плану, если исключить маленькие нюансы, ну а куда без них.

Теперь конкретно о пещерах: п.ТЭП, которая была заложена у нас в маршруте из-за неполного прохождения ее в прошлом году, не была найдена, по причине обильных снегопадов и плохой памяти участника поисковой группы (шутка:-). Было принято идти в п.Заблудших, глубина которой составляет -470м. Пещера была пройдена в ненапряженные сроки за 40 часов. Пещера очень интересна тем, что в ней есть глубокие колодцы, объемные залы, узкие ходы, по дну которых течет вода. После отметки –300м нам даже пришлось одевать гидрокостюмы из-за очень обильной воды. В некоторых местах приходилось плыть по воде. Спуск в низ конечно можно описывать намного ярче и красочнее чем подъем, ведь при подъеме вода постоянно лилась на лицо и заливала осветительные приборы. И мы постоянно подвергались опасности переохладиться в этой ледяной воде. На следующее утро после  выхода из пещеры Заблудших, мы отправились в пещеру Осенняя по очень глубокому снегу который шел уже неделю, пройдя несколько десятков метров и полностью увязнув в снегу мы решили сделать умный поступок: оставить транспортники (спелеомешки) и тропить уже на легке, и вот не прошло и пяти часов, как мы уже стояли у входа в п.Осенняя. Теперь нам только оставалось молить Бога, чтобы не шел снег. И как не странно ночь была ясная, как и следующий день, ни единой снежинки. По хорошо натоптанной тропе, на следующий день мы добрались до пещеры уже за чуть больше одного часа.

Пещера Осенняя поразила своим входом снаружи, который представлял из себя небольшой провал, размерами напоминавший окно.  Зал  скрывавшийся за этим окном поразил своим объемом и необычным светом, который с трудом проникал через маленькое окошко. Дальше же до ПБЛа(подземного базового лагеря) все идет гораздо проще, но только, как проходишь отметку -320м (ПБЛ, «Зал Гномика») все преобразовывается, и превращается в какой-то тоннель, с уступами и колодцами, по дну которого с хорошим напором бежит вода, своим течением обгоняя нас. Мы же передвигаемся, нарушая природные звуки, журчание воды, своими криками: «свободно», «понял», пытаясь перекричать гул и грохот водной стихии. Постепенно спускаясь вниз, мы были все ближе к отметке -500м. Уступ за уступом мы проходили вместе, как будто были связаны между собой одной веревкой. И вот оно, дно – тоннель, которого засыпан мелкой галькой, как на пляже сочинского побережья, на потолке свисает мусор, который остался после паводка. Перекусив, мы начинаем «подъем наверх» или «заплыв против течения». Как не раз уже было замечено обратный путь проходит быстрее. Вроде бы только начали подъем как уже в ПБЛе. Ну и все, самое интересное было пройдено, осталось только выйти на поверхность, и рабочая часть похода закончена. Что и было сделано на следующий день. А потом просушка снаряжения для уменьшения его веса, упаковка его в транспортные мешки.

Сброска с гор, процесс, который каждый человек видит по-разному, для одних это тяжелое расставание с природой, для других это некоторое время затраченное на путь до цивилизации, в которой они мечтают помыться, одеть чистую одежду, которой им так не хватает в походе, ну и конечно вкусно поесть и выпить здешнего вина.

Вот так мы сходили в поход на хр.Алек зап.Кавказ в феврале 2004 года под отличным руководством Залилова Фиделя и такими же отличными участниками похода:

Черняева Екатерина – очень хороший повар и завхоз.

Мухаметкаримов Ильдар – просто реммастер, так как ремнабор висел на нем.

Ершов Михаил – наш видеооператор, пока еще нельзя сказать что хороший, так как только еще учится снимать.

Бакирова Ольга – можно сказать, что просто участник с обычными обязанностями тетки в походе.

Кадырова Радмила – такая же участник-тетка, как и остальные, успевала везде, где не успевали другие.

Ну и в заключении Я, автор этого очерка Лазарев Николайфотограф, снимал все и вся, надеюсь, что-то получится.

29 февраля 2004г., Лазарев Николай, г.Уфа

Залилов Фидель

Мне как руководителю всего этого мероприятия, казалось что все будет намного сложнее, все-таки первый раз едем так далеко одни, конечно же главную роль сыграл прошлогодний поход под руководством Афанасьева. Мы поехали по «изведанным тропам» в плане заброски, мест расположения пещер, проживания навесок и вообще организации. Конечно, не очень хорошо получилось с пещерой ТЭП, то что Я с Мишей не смогли найти ее сыграла нам «на руку». Во-первых, из-за обильных снегопадов нам бы было очень тяжело пройти пещеру за 1 рабочий день, точнее невозможно, снега реально по грудь, местами по шею. Во-вторых, не знание пещеры, навесок, повлияло бы на время прохождения. И В-третьих п.Заблудших просто интереснее. Нам также очень сильно помогло то, что мы скооперировались со сборной украино-белорусской командой под руководством опытного спелеолога Юрия Касьяна. Мы прошли п.Осеннюю по их навеске, кстати, очень профессионально провешенной: во всех обводненных колодцах вода обвешивается аккуратно и удобна для прохождения. Также большое им спасибо за то что они провесили сплошной веревкой места сложные в ориентировании это «Поцелуй принцессы» и «Сухая клоака».

Что могу сказать о группе. Группа получилась довольна быстроходная, спортивная. Мужской состав самостоятельный, женский - тоже молодцы конечно, иногда отношения накалялись, но не настолько, чтобы об этом писать подробно.

Ну в общем поход получился отличный, побольше бы таких.

29 февраля 2004 г., Залилов Фидель(ZF), г.Уфа

Бакирова Ольга

В поезде уже вторые сутки, обратно возвращаться не люблю, всегда груз такой. Все скучают заняться нечем. Коля попросил написать что-нибудь о походе на Алек. Так вот в целом: я довольна, впечатлений о походе у меня больше всех. Об отдыхе в Хосте, Адлере, Сочи – погуляли хорошо, первый раз я побывала в таких местах, увидела море тоже первый раз и сейчас возвращаться из теплого края в только-только начавшуюся весну зло.          В горах было столько снега, сколько я никогда не видела, и как тут все это переплетается, спустился с гор, где море снега и тут же почти лето.

О пещерах, где мы побывали. В Заблудших я очень устала и не понравилось нисколечко. Тем более ходить в двойке с Катей, я все переоценила, девчонкам тяжело вдвоем, физически тяжеловато, нежели когда тебя кто-нибудь из мальчишек всегда выдернет, поможет, «трансик» на уступчик закинет. Осенняя – сказка после «Заблудших», я просто ожила на дне, столько воды, от которой было радостно и дышать легче, хотя Катю и Раду она вроде угнетала. Ну а вообще я хорошо подумаю, перед тем как поехать еще в какую-нибудь большую пещеру, ради чего, ну зачем это девчонкам надо.

О людях, которые были рядом со мной, слов нет. И почему мы так устроены, ну в общем я люблю всех вас твари! Твари – это как уменьшительно-любительное у нас. J  Книжки по психологии тут не помогут, ну в общем не важно все. Украина - это тема, о них я не буду много писать, все равно, все и сами видели. Хорошие ребята.