ФОБОС: погода в г. УфаЭкстремальный портал VVV.RU


ЛИТЕРАТУРА

5. Основные технические правила.
 
5.1. Работа с карабином

      В большинстве случаев карабин нужно вщелкиватьсверху вниз и затем переворачивать на 180 градусов муфтой вверх. В этом положении все операции по вщелкиванию и выщелкиванию веревок и снаряжения из карабина проводятся проще и безопаснее.
      В один карабин запрещается включать одновременно статическую (с проводником) и динамическую веревку (фрикционное спусковое устройство (далее ФСУ), дюльфер) с направлением нагрузок, образующим угол менее 180°. Это приводит к перетиранию статической веревки. Для организации системы с одним направлением нагрузок статической и динамической веревок, места закрепления карабинов необходимо разнести в пространстве с целью исключения соприкосновения веревок.
      Карабин, на который будет прилагаться нагрузка, должен быть всегда замуфтован. Карабины без муфты под нагрузкой разрешается применять только вне рабочей зоны (крючья, ледобуры, оттяжки). Не допускать положения карабина, при котором нагрузка приходится на муфту.

5.2. Страховка [7].

      Страховка - основное средство безопасности на сложных горных маршрутах. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих уверенное задержание сорвавшегося на любом виде горного рельефа. Страховка необходима во всех случаях, когда возможен срыв с любыми последствиями, а самозадержание маловероятно или невозможно. Страховка осуществляется веревкой диаметром не менее 10-12 мм. Иногда применяется сдвоенная веревка диаметром 9 мм (специально предназначенная для этого). Страховку сдвоенной веревкой применяют при передвижении по рельефу повышенной опасности, на камнеопасных участках.
      Виды страховки: движение в связках (без организации точек закрепления на рельефе), одновременная (все участники связки находятся в движении, организуются промежуточные точки закрепления на рельефе), попеременная (передвигается только один) и самостраховка. Попеременная страховка делится на верхнюю (статистическую) и нижнюю (динамическую). Если при движении по рельефу происходит увеличение опасности от нулевой до максимальной, то необходимо сменять виды страховки в следующем порядке: без страховки, в связках, одновременная, попеременная, организация перил.
      Самостраховка - комплекс приемов для обеспечения личной безопасности. Она разделяется на три основных
группы приемов: самостраховка в движении (ледоруб, схватывающий), самостраховка в состоянии покоя или во время страховки спутника (усы, петли) и самозадержание(ледоруб).
      Страховочная цепь: точки закрепления на рельефе - карабины - средства страховки - веревка - страховочная система участника - участник.

      Основная функция страховки - задержание сорвавшегося участника. Для этого страховочная цепь должна выдержать и погасить возникающий рывок.Нагрузка 350 кг на страховочную цепь, а следовательно на каждый ее элемент, считается предельной.
      Факторы, определяющие величину возможного рывка при срыве: крутизна склона, характер рельефа, динамические свойства веревки, трение веревки о перегибы склона, количество промежуточных точек страховки, величина выдачи веревки (превышение над последней точкой закрепления), возможности самозадержания, способ страховки, прочность последней точки закрепления, направление движения, линейность маршрута, наличие в страховочной цепи амортизационных устройств.
      Протравливание страховочной веревки. В страховочной цепи два элемента наиболее чувствительны к нагрузке. Это "точки закрепления на рельефе" с критической нагрузкой от 70 до 400 кг в зависимости от типа, и "участник" - максимум 200-300 кг. Для снижения нагрузки при рывке на все элементы страховочной цепи до требуемой величины, страхующий при удержании должен "протравить" веревку через элемент трения (карабин, скальный выступ, ФСУ), и энергия падения будет поглощена работой трения. Изменяя величину возникающего торможения, можно изменять длину протравливания, уменьшая силу рывка до величины, которую способны выдержать все звенья страховочной цепи с достаточным запасом надежности. Для проведения качественного протравливания необходимо тренировками добиваться равномерности трения и снижения влияния фактора неожиданности на действия страхующего. На 1 м падения по склону крутизной 90° необходимо протравливать веревку на 1 м, 80° - 0,96 м, 70° - 0,88 м, 60° - 0,74 м, 50° - 0,58 м, 40° - 0,31 м. Норма протравливания для ледовых склонов на 10% выше, чем для скальных, при равной крутизне. Необходимость в протравливании возникает, только если величина предполагаемого рывка больше, чем критическая нагрузка любого из элементов страховочной цепи. Это оценивается заранее и определяет выбор типа страховки. Например, при верхней страховке протравливание необязательно, поэтому она проще и надежней.

 

Основные правила страховки:
 

1.        В каждом конкретном случае должен быть избран способ страховки, наиболее надежный и удобный для данных условий. Страховка всегда должна быть надежной.

2.        Выбор точки закрепления страховочных элементов и положение страхующего должны определяться направлением возможного рывка при срыве.

3.        Прочность точки закрепления на рельефе должна быть тщательно проверена в направлении возможного рывка и соответствовать предполагаемой величине нагрузки.

4.        Площадка для страховки должна быть безопасна для страхующего и удобна для работы связки (наличие упоров для ног, достаточные размеры для размещения двух человек с рюкзаками, возможность обзора, укладка запаса веревки для непрерывной выдачи и т.д.) Страхующий должен занимать положение, обеспечивающее при рывке собственную безопасность и удержание равновесия, возможность выполнения действий по страховке напарника (упор ногой в сторону рывка).

5.        По возможности страхующий не должен располагаться под или над страхуемым.

6.        При наличии опасности падения и травмирования страхующего должна быть организована самостраховка. При нижней страховке самостраховка обязательна.

7.        Страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и выдаваемой ему веревкой, своевременно сигнализировать о наличии остатка свободной веревки с учетом необходимого резерва на протравливание, не допускать ее излишней слабины и заклинивания, следить, чтобы она не мешала передвижению страхуемого. При отсутствии визуального контроля за действиями участника (что крайне нежелательно), с ним должен быть налажен звуковой контакт. Только непрерывная бдительность страхующего делает страховку надежной.

8.        Снаряжение, применяемое для страховки, должно быть тщательно проверено. Запрещается использовать снаряжение, неизвестное страхующему.

9.        Длина выдаваемой веревки должна соответствовать конкретным условиям участка маршрута (крутизна и состояние склона, наличие промежуточных точек закрепления и т.д.). Не рекомендуется иметь между страхуемым и страхующим более 4 - 5 промежуточных точек (при работе с одной веревкой). Выдача веревки при нижней страховке на склонах значительной крутизны не должна превышать 2 - 3 метров над последней точкой закрепления.

10.   Страхующий должен иметь необходимый резерв веревки для протравливания при задержании. При оценке возможной величины протравливания учитывается совокупность факторов, определяющих величину возможного рывка. Резерв веревки должен располагаться так, чтобы при рывке она не могла запутаться или заклиниться. При возможном свободном падении, на каждый метр превышения точки возможного срыва над последней точкой закрепления нужно иметь около 1 м веревки на протравливание. Для веревки с высокими динамическими характеристиками (удлинение 50% при разрыве) на протравливание достаточно 0,6 м запаса на 1 м превышения.

11.   Жестко закреплять веревки при страховке можно только в случае падения, близком к "чистому маятнику", и при наличии полноценных амортизаторов в сочетании с хорошими динамическими свойствами веревки.

12.   Во время страховки на снежных и ледовых склонах, при большой выдаче веревки, нужно стремиться при срыве партнера успеть выбрать слабину веревки до того, как она натянется при рывке.

13.   В случае рывка торможение протравливаемого конца должно усиливаться постепенно.

14.   Необходимо наличие у страхующего "верхонок" или специальных перчаток из материала, обеспечивающего необходимое трение о веревку и предохраняющего кожу рук от ожогов при протравливании.

15.   Ни в коем случае нельзя прекращать страховку до команды первого участника о том, что он вышел в безопасное место или встал на самостраховку. Страхующий, в свою очередь, не должен снимать собственную самостраховку и начинать движение или другие действия до сигнала партнера о готовности страховки.

16.   Все команды должны подаваться громко, четко и лаконично. Нужно помнить, что за перегибами склона и при ветре слышимость может быть плохой. Набор команд должен быть согласованным и понятным всем участникам.

17.   Конец страховочной веревки должен быть всегда закреплен: в базе - при страховке с базы, в страховочной системе страхующего - при работе в связке.

18.   Страхующий должен непрерывно контролировать страховочную веревку хотя бы одной рукой при страховке через ФСУ или узел УИАА и двумя руками в остальных случаях. Провис страховки в любом случае не должен превышать 0,5 м.

19.   Для организации страховки необходимо сначала оценить величину предполагаемого рывка по совокупности факторов (см. выше), а затем выбрать способ страховки, который должен обеспечить усилие торможения и величину протравливания, необходимые для безаварийной компенсации возможного рывка.

Основные способы страховки:
 1.   Руками без перегиба веревки через опору. До 50 кг. Помощь при самозадержании на некрутых снежных склонах, помощь в преодолении небольших препятствий в потенциально безопасной зоне.

2          Руками без перегиба веревки двумя и более участниками. До 100 кг. Необходимо устойчивое положение в безопасной зоне. Применяется для верхней страховки при отсутствии надежных точек закрепления на рельефе, в случае требований к мобильности страховки (переправы).

3          Через поясницу или плечи. До 100 кг. Применяется только для верхней страховки. Должен быть надежный упор для ног в сторону рывка, удобная площадка, надежная самостраховка страхующего или безопасная зона. Необходимо наличие куртки из плотного материала.  

4          Через карабин в точке закрепления на рельефе (крюк, ледобур, ледоруб, локальная петля, снежный якорь, проушина и т.д.). До 100 кг. Веревка в карабине не должна перехлестываться и прижиматься к скале при нагрузке. Угол перегиба веревки должен составлять менее 90°. Руки должны находиться на расстоянии не менее 40 см от перегиба веревки. Легко контролировать протравливание.

5          Через рукоятку ледоруба. До 130 кг. Применяется для верхней и нижней страховки на снежных склонах средней крутизны. Руки должны находиться на расстоянии не менее 40 см от перегиба веревки. Нужен хороший упор для ноги к точке страховки. Протравливание хорошо контролируется.

6          Через скальный выступ или перегиб. До 250 кг. Применяется для верхней страховки и для страховки ведущего при движении траверсом. Выступ должен быть монолитным и не иметь в местах трения веревки острых кромок (обработка молотком) и щелей, в которых веревка может заклинить. При выборе выступа необходимо оценивать вероятность соскальзывания веревки во время выдачи и при рывке. После выбора и обработки выступа нужно заложить веревку и путем протягивания ее через выступ, убедится в ходе веревки без повреждений и заклинивания, оценить трение веревки, добиться нужного трения подбором угла обхвата. При его изменении, сила трения изменяется в широких пределах. Это влияет на окончательный выбор способа страховки, положения рук (по обе стороны выступа или с одной стороны), качество протравливания. Руки должны находиться на расстоянии не менее 40 см от перегиба веревки. Контроль протравливания бывает затруднен

7          Комбинированный способ. До 250 кг. При правильной организации пригоден для верхней и нижней страховки. Этот способ является комбинацией способов страховки 1, 2 и 3 с непосредственным контролем веревки и способов 4, 5 и 6, позволяющих увеличить трение и перенести часть нагрузки на рельеф. Например: "карабин - плечо", "выступ - руки", "ледоруб - поясница", "перегиб - руками двух участников" и т.д.

8          С использованием амортизаторов ("ленточный", "косичка", "Абалаковский", амортизатор из ФСУ - "Букашка-3"). До 500 кг. Амортизатор устанавливается между страховочной системой первого участника и связочной веревкой. Он автоматически осуществляет процесс торможения, эквивалентный протравливанию веревки "вручную" по какой-то поверхности трения. При его использовании уменьшается и стабилизируется нагрузка на все элементы страховочной цепи, исключается фактор неожиданности, уменьшаются требования к динамическим свойствам веревки, к качеству протравливания и к надежности точек страховки.

9          Через ФСУ, узел УИАА. До 400 кг. Применяется для верхней и нижней страховки. Руки должны находиться на расстоянии не менее 20 см от ФСУ. При нижней страховке желательно использование динамической веревки и амортизаторов. ФСУ можно фиксировать в точке страховки на рельефе или в системе страхующего в зависимости от конкретных условий. Контроль протравливания затруднен и требует специальных навыков.

10     С использованием специальных кулачковых зажимов ("Стопер", "GRIGRI"). До 500 кг. Используется только совместно с динамической веревкой. При нижней страховке обязательно использование амортизаторов. Протравливание невозможно.

11     При спуске по перилам на ФСУ (типа "Букашка", "Восьмерка"), внизу страхующий держит в руках перильную веревку, и, если спускающийся потеряет контроль за спуском, страхующий натягивает веревку с усилием 10 - 20 кг. Данный способ не страхует от поломки ФСУ. Для его организации необходима надежная база, ровная линия спуска без перегибов и живых камней, визуальный контроль. Он прост в организации, применим для спуска пострадавшего, снимает проблему зависания участника на схватывающем.

5.3. Перила.

      Перила - основная веревка с закрепленными концами, часто применяется на опасных и труднопроходимых участках рельефа как средство групповой страховки. Перила могут быть вертикальными, горизонтальными и наклонными. Оба конца перил должны быть закреплены. Точки закрепления организуются в соответствии с предполагаемой нагрузкой, особенностями рельефа, тактикой движения группы и ситуацией на маршруте. На одном участке перил одновременно может находиться только один человек.
      Вертикальные перила можно использовать как только для самостраховки (передвижение свободным лазанием со схватывающим или зажимом), только для передвижения (подъем с "жумаром" или спуск на ФСУ с независимой страховкой), так и одновременно для самостраховки и передвижения.
      Когда участник, передвигающийся по вертикальным перилам, встал на самостраховку в базу (спустился на землю), на противоположном конце перил могут производиться действия по организации системы подъема или спуска по перилам (пристегивание жумара, ФСУ, вязка схватывающего). Движение можно начинать при полном освобождении перил.
      По вертикальным перилам на склонах до 60 - 70° можно передвигаться с жумаром, опираясь ногами на рельеф. На более крутых склонах и по свободно висящей веревке передвигаются с двумя точками фиксации: один зажим (узел) включен темляком в систему, другой соединен стременем с ногой, в этом случае применяется верхняя страховка.
      Горизонтальные перила используются при движении вдоль склона (траверсом). Они могут иметь промежуточные точки закрепления. Самостраховка на горизонтальных перилах - скользящий карабин, закрепленный в системе или в усе самостраховки. Центр тяжести участника должен всегда находиться ниже перил. На них запрещается использовать схватывающий узел и жумар.
      Передвижение по горизонтальным перилам на склонах крутизной до ~60° производят с использованием рельефа для опоры. Перила могут иметь провис. При крутизне склона более ~60° в качестве опоры можно использовать наравне с рельефом и сами перила (в откидку). Перила при этом необходимо натягивать жестче, без провиса.
      Варианты использования наклонных перил и способы страховки на них сильно зависят от угла наклона и характера рельефа. Если их сильно натянуть, то можно использовать как троллею для удобства передвижения людей и перемещения груза.

5.4 Правила работы со схватывающим узлом

      Схватывающий узел вяжется из веревки диаметром 5 - 8 мм. Усилие разрыва репшнура диаметром 6 мм равно 400 кг, но с учетом факторов, уменьшающих прочность капронового снаряжения (§ 5.8), максимальной нагрузкой принято считать 100 кг, для сдвоенного соответственно 200 кг.
      Для самостраховки кроме схватывающего узла можно использовать узел "бахман" ("австрийский" схватывающий) или карабинный "бахман". Все сказанное далее справедливо в общем случае для всех трех узлов.
      Схватывающий узел вяжется на основной веревке сдвоенным репшнуром или готовым "прусиком" (закольцованный репшнур подобранной длины с двойным проводником на конце. После подбора длины из двойного репшнура вяжется восьмерка-проводник. При необходимости (отсутствии карабинов) двойной репшнур можно ввязывать в систему булинем. Нити двойного репшнура должны быть равными по длине для предотвращения приложения нагрузки на одинарный репшнур. Узел должен быть всегда затянут, расслабленный узел работает плохо. Для поддержания узла в затянутом состоянии можно использовать стирательную резинку (ластик) с отверстием.
      Длина схватывающего, используемого для самостраховки при спуске по перилам, подбирается с учетом того, чтобы при зависании участник смог дотянуться до узла рукой. При спуске узел нужно держать большим и указательным пальцами, при этом двойной репшнур должен идти между ними сверху кисти. Это увеличивает вероятность затягивания узла при рывке. Ни в коем случае нельзя зажимать узел в кулаке !
      При использовании схватывающего как самостраховки при подъеме свободным лазанием длина подбирается таким же образом. При перемещении по рельефу узел не должен оставаться на перилах ниже колена участника, так как это создает опасность сильного рывка при срыве. Узел не должен расслабляться в процессе перемещения.
      Для организации самостраховки при подъеме по перилам длина репшнура определяется длиной жумара - если репшнур будет короче жумара, это значительно затруднит подъем, т.к. схватывающий будет затягиваться. Если у жумара надежный темляк или он включен в самостраховку системы, можно использовать короткий репшнур. Схватывающий вяжется также перед жумаром, а проводник включается карабином в сам жумар или в ус самостраховки, в котором он закреплен. В обоих случаях, при срабатывании самостраховки (поломка или проскальзывание жумара) участник не сможет дотянуться до узла, что является недостатком данного приема и усложняет выход из аварийной ситуации. При подъеме с жумаром рекомендуется использовать верхнюю страховку.
      Схватывающий не используется для самостраховки на горизонтальных участках перил. Запрещается использовать сдвоенный репшнур как ус самостраховки. Запрещается использовать схватывающий узел для статической самостраховки.
      Для самостраховки на склонах крутизной более 50 - 60° и при передвижении с тяжелым рюкзаком рекомендуется использовать веревку диаметром 8 мм или кулачковые зажимы. В системах повышенной нагрузки (полиспастах) схватывающий и "бахман" вяжутся из репшнура диаметром 6 мм в 4 пряди или из репшнура диаметром 8 мм в две пряди.
      На настоящий момент он является самым доступным средством самостраховки, но по надежности и техническим характеристикам значительно уступает специальным зажимам. Для вязки схватывающего узла возможно использование специального кевларового шнура, не оплавляющегося при резком проскальзывании.

5.5. Требования УИАА к страховочным системам [9]

1.           Ширина ремней лент грудной обвязки и беседки должна быть не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки - не менее 28 мм.

2.           Каждый должен самостоятельно, без посторонней помощи, надевать и снимать страховочную систему.

3.           Страховочная система должна обеспечивать свободное зависание без болезненных ощущений в течение 10 мин. в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. Человек должен свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4.           Позвоночник не должен прогибаться во время свободного зависания.

5.           Пряжки системы не должны оставлять следы на теле человека. Они не должны находиться под мышками и между ног. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

6.           Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах.

7.           Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА, плечевые лямки в первую очередь служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

8.           При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

9.           Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20°С и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже -20°С снижается, прочность капроновых остается без изменения.

10.      Швы должны иметь контрастный цвет, чтобы можно было определять их потертость.

11.      Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм. Это значит, что пряжки должны быть толщиной 6 мм.

5.6 Блокировка страховочной системы

      Страховочная система блокируется отрезком основной веревки диаметром не менее 10 мм, длиной 4-5 м, не имеющей видимых повреждений.
      Для блокировки страховочной системы рекомендуются следующие узлы: двойной булинь с двумя оборотами, двойной булинь с контрольными узлами.
      При блокировке системы обращать внимание на следующие моменты: узел должен быть расправлен и хорошо затянут, пояс беседки должен располагаться на основании таза (не на талии - при рывке может быть повреждение внутренних органов), система не должна быть сильно стянута блокировкой, дыхание и движения должны быть свободными.
      Узел в системе должен быть расположен чуть выше солнечного сплетения, что будет способствовать правильному распределению нагрузки при рывке.
      При использовании беседки с двумя коушами, участок блокировки между ними должен обязательно включаться в узел.
      Карабин крепится в систему за все веревки, входящие в центральный узел - обычно 3, иногда 2 или 4, зависит от типа и размера системы, а также от типа веревки, используемой в качестве блокировки.
      В блокировку около центрального узла рекомендуется встегивать карабин связочной страховки, карабин темляка жумара, ввязывать дополнительные усы самостраховки. В пояс или в коуш беседки (если он один) удобно включать спусковое устройство. В дополнительные не грузовые коуши на беседке и грудной обвязке встегиваются свободные карабины и другое, не используемое в данный момент снаряжение.
      Из центрального узла системы обычно выходят два уса самостраховки. Один делается короче (40-50 см). Это удобно, когда необходимо висеть на усе. Второй делается длиннее (70-90 см), что позволяет иметь большую свободу действий, когда нет необходимости его нагружать и когда база находится на уровне земли (на снегу или льду). Максимальная длина уса самостраховки 1,5 м. Часто удобно иметь самостраховку с регулирующейся длиной с помощью бахмана из веревки диаметром 8 мм.
      Усы самостраховки, жумар, репшнуры и все дополнительное снаряжение не должно мешать при ходьбе и других действиях, свисать ниже системы более, чем на 20 см. Это может сильно мешать при движении по рельефу и привести к потере равновесия и срыву.

5.7. Использование зажимов

      Жумар применяется только как средство передвижения по веревке, он не является средством страховки. При движении по перилам с использованием жумара необходима дополнительная верхняя страховка или самостраховка. Жумар не разрешается применять в системах повышенной нагрузки (полиспаст). Жумар может иметь темляк из прочной капроновой ленты, двойной веревки диаметром 8 мм. Его длина выбирается такой, чтобы человек, вися на темляке, включенном в страховочную систему, мог рукой дотянуться до рукоятки жумара. При отсутствии темляка, жумар пристегивают к усу самостраховки, длина уса подбирается так же.
      Самохват разрешается применять в случаях повышенной нагрузки (он надежнее жумара). Средством страховки в горном туризме и альпинизме он также не является, т.к. не фиксируется на веревке без нагрузки.
      Зажим "Shunt" можно использовать как средство подъема по веревке, средство самостраховки, элемент систем повышенной нагрузки.
      Зажимы переломного типа ("Handler Model") используются как средство подъема по веревке и средство самостраховки. Его применение ограничивается случаями, когда веревка должна быть натянута ниже зажима.
      Зажимы с кулачками-эксцентриками ("Stoper", "GRIGRI") используются как средство спуска по вертикальной веревке и как средство страховки, при оговоренных условиях (§ 5.2).
      Все фиксаторы (зажимы и узлы) можно выстроить в ряд по возрастанию степени надежности: жумар, схватывающий, бахман, самохват, шант.

5.8. Безопасность снаряжения [9]

      Рекомендуется применять только снаряжение промышленного изготовления. Самодельное страховочное снаряжение должно быть обязательно проверено на испытательном стенде. Перед применением любого снаряжения нужно провести визуальный контроль его целостности.
      Необходимо применять снаряжение только по назначению, в соответствии с его техническими характеристиками. Не рекомендуется применять карабины из мягких дюралюминиевых сплавов в узлах трения основной веревки под нагрузкой.

Факторы уменьшения прочности капроновых веревок и лент6


 1. Воздействие острыми предметами (камни, кошки и т.д.) разрушает волокна оплетки и сердцевины, ведет к разрыву веревки.

2. Воздействие нагрузки, близкой к максимальной, вызывает микроразрушения волокон, изменяет структуру их взаимного расположения, снижает эластичность.

 3. Механические воздействия на всю веревку (спуск на ФСУ, использование жумара, трение о скалы при страховке) повреждают волокна оплетки, снижают эластичность.

4.   Длительное сильное передавливание узлами и карабинами нарушает структуру волокон.

 5.  Намокание и высыхание веревки снижает ее эластичность.

 6.  Ультрафиолетовое излучение разрушает полимерные соединения.  7.   Обледенение и загрязнение снижает эластичность.

8.  Не допускается самостоятельное окрашивание, это изменяет структуру полимеров, что ведет к уменьшению их прочности.

9.      Старение - совокупность воздействия всех факторов. Репшнуры не рекомендуется использовать более 2 лет, основную веревку - более 3 лет, страховочную систему - более 4 лет.

 

Требования безопасности при изготовления изделий из капроновых лент (систем, оттяжек, петель, темляков):
 

1.            Если возможно, обойтись без применения пряжек. Все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша (подвернутые края).

2.            Машинный шов имеет высокую равномерность стежка, поэтому надежнее ручного. Запрещается прожигание лент для удобства простегивания нитей шва и применение заклепок.

3.            Швы должны иметь правильную затяжку - место переплетения верхней и нижней нитей шва должно быть точно посередине места соединения лент. Не допускается соединение однониточным швом. Шов выполняется контрастной по отношению к ленте ниткой. Не допускается обметочных швов, затяжки концов строчки через края лент, многоходовые швы по 5 - 8 простежек по одному месту поперек линии предполагаемой нагрузки. Плотность стежков должна быть равномерна на всей площади соединения лент.
 

4.                          Расчет силы разрыва самодельного ниточного соединения определяется по формуле: F = N x Fn х 0.9,
где
N - количество стежков, Fn - сила разрыва нити.

5.                          Обязательна проверка готового изделия.

5.9. Работа с ледорубом

      Ледоруб - основной и наиболее универсальный элемент снаряжения горных туристов и альпинистов. Основные применения: самостраховка при передвижении по ледовым, снежным, осыпным и травянистым склонам малой и средней крутизны, средство закрепления страховки и перил на рельефе, рубка ступеней, зондирование снега, бивуачный инструмент.

Устройство ледоруба:
        1.  Клюв.

2  Лопатка.         

3  Рукоятка (древко).

4  Отверстие в головке ледоруба.

5  Штычок.

6  Нижнее отверстие в рукоятке.

7  Пластиковое покрытие.

8  Темляк.

9  Фиксатор (антабка).

10 Силовой шов темляка.

11 Фиксирующий шов темляка.

      Головка ледоруба, состоящая из клюва и лопатки, изготовляется из легированной вязкой стали, рукоятка ледоруба трубчатая, изготавливается из легких и прочных металлических сплавов.
      Длина ледоруба 60 - 90 см и выбирается по росту и характеру маршрута, ориентируясь на крутизну преодолеваемых склонов (на крутых склонах короткий ледоруб удобнее длинного). В любом случае, ледоруб не должен доставать до земли, если держать его за головку (рис.2).
 


        Основные приемы самостраховки ледорубом при движении на снежных, ледовых, осыпных и травянистых склонах малой и средней крутизны:

 

1.      Положение ношения (рис. 2) - ледоруб в правой руке, темляк на запястье, клювик смотрит назад. Ледоруб должен висеть на темляке,но при сжатии кисти головка ледоруба сразу должна быть сжата в руке.

2.Положение самостраховки слева (рис 3) - правая рука на головке ледоруба, левая держит рукоятку в районе пластикового покрытия ближе к штычку.

3.Положение самостраховки справа (рис. 4) - ледоруб справа, руки меняются местами.

4.Перехват - смена положений самостраховки справа и слева. Одновременно с перемещением ледоруба с одной стороны на другую сначала рука, держащая ледоруб за головку отпускает ее и перехватывается за рукоятку, затем вторая рука отпускает рукоятку и берется за головку.

5.Положение самозадержания (рис. 5) - головка ледоруба в правой руке, которая согнута в локте, локоть прижат к туловищу, клювик смотрит вперед, левая держит рукоятку ближе к штычку

В случаях применения ледоруба для рубки ступеней, для лазания по крутым снежным и ледовым склонам, а также при постоянном ношении (рис. 2) удобен темляк, принимающий на себя часть нагрузки и подстраховывающий ледоруб. Темляк может быть выполнен коротким, закрепленным металлическим или пластиковым кольцом на рукоятке. Для выполнения "перехвата", кольцо должно легко перемещаться по рукоятке между ограничителями. В другом варианте (рис. 1), темляк выполняется без кольца и крепится непосредственно на рукоятке швом 11. В этом случае, он имеет большую длину, что необходимо для выполнения "перехвата". Темляк, изготовленный из прочной капроновой ленты с силовым швом 10, рассчитанным на соответствующую нагрузку, можно использовать для страховки. Это удобно в случаях, когда нагрузку необходимо приложить к рукоятке ледоруба.
      Работать с ледорубом на любом горном рельефе рекомендуется в перчатках или "верхонках", предохраняющих кожу рук.
      На технически сложных участках маршрута для ледоруба необходима самостраховка. Можно ус самостраховки страховочной системы вщелкнуть карабином или ввязать узлом в отверстие 4. Но при этом ледоруб не очень удобно держать в руке. Длина петли равна расстоянию от центрального узла страховочной системы до земли. Можно иметь для этой цели отдельную петлю из капроновой ленты с коушами на концах. Ленту можно ввязывать полусхватывающим узлом в отверстие 4 или за саму головку. Чтобы петля не мешалась при ходьбе, рекомендуется снабдить ее стягивающей резинкой.
      При движении по ровному рельефу и склонам малой крутизны, ледоруб держится в положении ношения. При движении по склонам средней крутизны траверсом и при спуске ледоруб держится в положении самостраховки штычком к склону, слева или справа в зависимости от направления движения относительно склона. Для опоры или при потере равновесия ледоруб упирается штычком в склон.
      При срыве на снежных, ледовых и травянистых склонах производится самозадержание с помощью ледоруба. Нужно перевернуться лицом к склону, переместить ледоруб в положение самозадержания, тяжестью тела прижать клюв к склону. Если ноги в кошках, для избежания зацепления за рельеф и переворота, нужно поднять их над склоном, согнув в коленях. На снежных склонах, в зависимости от плотности поверхности, используют самозадержание лопаткой и штычком ледоруба.
      На крутых фирновых и ледовых склонах ледоруб может использоваться как ледовый молоток: рука в темляке держит ледоруб за рукоятку ближе к штычку. Закрепление за рельеф производится ударом с замахом вытянутой рукой. При этом самостраховка ледоруба включается в отверстие 6 (рис. 1).
      На фирновых и снежных склонах ледоруб может использоваться как точка страховки на рельефе. Если ледоруб прищелкнут петлей (усом) к страховочной системе, то для организации самостраховки на склоне его достаточно воткнуть в снег. Надежность такой точки закрепления сильно зависит от направления нагрузки, плотности и толщины снега. Для повышения надежности, можно ледоруб прижать сверху ногой. Если ледоруб не до конца вошел в склон, нагрузку стоит прикладывать к его рукоятке в месте ее выхода из снега. При малой толщине снега, в склоне вырубается горизонтальная канавка, в которую помещается ледоруб. Нагрузка прилагается к середине рукоятки. В рыхлом снегу ледоруб можно укрепить со стороны нагрузки лавинной лопатой или вторым ледорубом, расположенным горизонтально. Плотность снега можно увеличить предварительным утаптыванием. Для организации перил рекомендуется сблокировать два ледоруба в станцию.

5.10. Организация крючьевых станций

      Крючьевые станции предназначены для распределения нагрузки между точками закрепления на рельефе (далее "точки") при организации страховки на маршруте и для повышения надежности страховки, а также при проведении спасработ или в других случаях, когда происходит высокая энергозагруженность точки страховки.

      Станции делятся на компенсационные (рис. 6.б) и локальные (жесткие) (рис. 6.а, 6.в, рис. 7.в).
      Правила организации. Вариант организации станции и количество точек в общем случае зависит от: надежности точек, опасности (угла наклона) рельефа, камнеопасности маршрута, вида страховки, продолжительности эксплуатации станции. Станции организуются из основной веревки на 2-4 точках. Для организации станций может использоваться отдельная петля, длиной 5 - 20 м (зависит от типа станции и расстояния между точками), участок связочной веревки или запас веревки в кольцах у первого участника.
      Угол а (рис. 6.а) между крайними ветвями станции должен быть по возможности минимальным и, в общем случае, не превышать 90°. На рис. 7.б приведена зависимость нагрузки F1 и ее горизонтальной составляющей F2 на одну из точек, от угла А (рис. 7.а) между ветвями станции, организованной на двух точках. Как видно, увеличение угла может привести к многократному увеличению нагрузки на точку и ее разрушению.

      При необходимости, на одних точках можно организовать две станции для разных направлений нагрузки или разные по длине.
      При организации станции около опоры (скальная полка, ледовая ступень), центральный карабин (узел) станции должен находится выше опоры на 1 - 1,5 м (для удобства работы).

Сравнительный анализ компенсационных и локальных станций.

 

Критерии сравнения

Компенсационные

 

Локальные

 

1. Распределение нагрузки

      Равномерное между всеми точками, сохраняется при изменении направления нагрузки.

 

Сильно зависит от качества организации, стабильности направления нагрузки, используемой веревки. Рекомендуется веревка с высокими динамическими качествами.

 

 

Необходимое количество опор

 

 

      3 - 4 точки. На 2-х организуется локальная станция. На 5-ти - очень редко.

      2 - 3 точки. На 4-х точках очень трудно добиться равномерного распределения.

 

Характеристика надежности опор

 Все или некоторые точки могут выдержать только часть общей нагрузки.

      Каждая точка должна при необходимости кратковременно выдержать всю нагрузку.

 

 

Время организации станции

Относительно небольшое -несколько минут.

      Ощутимо больше при прочих равных условиях.

 

 

Перебивание блокирующей веревки

Полное разрушение станции.

      Неравномерное распределение нагрузки между точками, вплоть до перемещения всей нагрузки на одну точку.

 

 

Разрушение одной из опор

 

 

 

      Перераспределение нагрузки между оставшимися точками после рывка, вследствие вытягивания петли.

 

      Неравномерное распределение нагрузки между точками, вплоть до перемещения всей нагрузки на одну точку.

 

Стандартные условия организации станции

Станция на скалах на 4 крючьях и закладных элементах при относительно низком уровне надежности каждого из них.

      Станция на 2 ледобурах в камнеопасном ледовом кулуаре при организации перильной страховки для группы. Станция для спасательных работ большой группой на камнеопасном склоне.

 

 

 

 

Компенсационные станции.

 При организации компенсационной станции (рис. 6.б) особые требования предъявляются к надежности узла, связывающего петлю. Рекомендованные узлы: встречная восьмерка и грепвайн.

При организации станции из длинной петли или из конца связочной веревки, петлю можно соединить, сощелкнув карабином два проводника (рис. 11.в) или связав                  встречной восьмеркой конец веревки с петлей (рис. 8). Эта станция не вяжется на камнеопасных участках маршрута. Компенсационную станцию не организуют на 2-х точках, т.к. теряется ее преимущество равномерного распределения нагрузки (локальная станция хорошо распределяет нагрузку на 2 точки), а недостатки сохраняются (вероятность разрушения при обрыве петли и вероятность рывка при разрушении одной из точек.

Локальные станции (рис. 6.а и рис. 7.в)

вяжутся на камнеопасных участках при работе группы на маршруте и спасательных работах. При организации любых локальных станций все узлы необходимо сразу расправлять и затягивать для исключения перераспределения нагрузки при эксплуатации станции. При проведении затяжных тяжелых спасательных работ рекомендуется более надежная станция (рис. 6.в), т.к. вероятность попадания камня в станцию увеличивается пропорционально времени ее нахождения на рельефе. Локальная станция (рис. 7.в) обладает возможностью точного регулирования распределения нагрузки, о которой можно судить по соотношению углов между ветвями. При этом углы b и c не должны превышать 90°. Петли проводников, локализованных на центральном карабине, вяжутся удлиненными (10 - 20 см). При необходимости, эту станцию можно качественно организовать на 4-х точках.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Самостраховка.

Если участник стоит на базе с постоянно нагруженной самостраховкой, она должна быть включена только в центральный карабин (узел) станции. Если станция организована для работы на опоре (скальная полка, ледовая ступень), самостраховка не нагружается, при необходимости допускается вщелкивание самостраховки одного участника в сблокированный карабин на одной из точек, при этом соответствующая точка должна быть надежной. Допускается также включение самостраховки в одну из веревок двойной ветви локальной станции (рис. 9). Для самостраховки нескольких участников можно использовать дополнительную двойную локальную петлю для постоянной нагрузки (рис. 9) или для работы на опоре (рис. 10.а). Карабины усов самостраховки включаются в узлы на петле или в одну из веревок. Второй конец горизонтальной (наклонной) локальной петли включается в отдельную точку, если петля не нагружается или нагружается редко. Для постоянной нагрузки горизонтальной локальной петли необходимо закрепление обоих ее концов в станциях. В любом из случаев горизонтальная етля должна иметь провис.
      Страховка. Для организации страховки ФСУ (или другое тормозящее устройство) вщелкивается в карабин в центральном узле. В станциях (рис. 6.б и рис. 7.в) для этого необходимо использовать дополнительный карабин, включенный в центральный. Если на маршруте предполагается смена направления страховки (верхняя - траверс - нижняя), то необходима компенсационная станция. Если по условиям маршрута необходима локальная станция или компенсационная станция организована на закладных элементах, то страховочное ФСУ рекомендуется вщелкивать в систему страхующего. При этом организуется надежная самостраховка на двух усах: один в станции, другой - ниже, на отдельном крюке для компенсации рывка. Концы страховочных и перильных веревок включаются только в центральный карабин (узел) станции.

      Работа в связке.

 При работе в связках на относительно несложном рельефе и надежных точках (ледобуры) можно принять решение о работе без станции (рис. 10.б). При усложнении условий маршрута возможна организация станции на двух точках: на рис. 10.в для верхней или нижней страховки, рис. 11.а и 11.б - для перильной страховки. На рис. 11.а локализующий узел - австрийский проводник с длинной петлей. В этом случае точки также полагаются надежными. При относительно ненадежных точках из связочной веревки можно организовать компенсационную станцию (рис. 11.в, показан случай перильной страховки). На камнеопасном участке маршрута на относительно надежных точках организуется локальная станция (рис. 11.г, случай для верхней страховки).

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

  Все способы и нюансы при организации станций должны быть отработаны на тренировках. В каждом конкретном случае, на реальном рельефе, решение о применении той или иной схемы принимается в зависимости от ситуации.

 

Авторство : Войков Григорий Геннадьевич,
Web-обработка : Макс Иванкин, 2002
Обновлено: 09/11/2002 21:45:10
 

 

Copyright (c) 2007 LAZAREV Nikolai V.2
Сайт существует с ноября 2004 года
Копирование материалов с сайта возможно только с разрешения администратора.